Национальная ассоциация экспортеров "KazGrain"

«Қазақстан темір жолы»: информационные технологии «рулят» поездами

IT-технологии на железнодорожном транспорте обсудили участники круглого стола в режиме онлайн. Организаторами мероприятия выступили АО «НК «ҚТЖ», Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» и Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций. В ходе встречи рассмотрены цифровые информационные решения, автоматизированные системы в железнодорожных грузоперевозках, сообщает пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы».

Особое внимание уделено IT-разработкам, позволяющим повысить эффективность управления перевозочного процесса. Участники отмечают, что одна из самых различных областей - железная дорога - активно осваивает новые технологии.
 О современных логистических трендах рассказал член Президиума Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Эдуард Каплан. Он озвучил итоги опроса исследовательской компании Gartner, специализирующейся на рынке информационных технологий. Согласно опросу, 30 процентов грузовладельцев работают с логистическим провайдером уровня 2 PL, который оказывает услуги планирования перевозок, складирования, построения цепи доставки. 70 процентов грузовладельцев удовлетворены сервисом 3 пл. В этот пакет услуг входят такие операции, как транспортировка, складское хранение, в том числе сквозное, управление запасами, упаковка и сопровождение груза экспедиторами.
По словам докладчика, 40 процентов опрошенных уже готовы перейти на один из наиболее продвинутых видов услуг - 4 PL, когда грузоперевозчик проектирует весь процесс доставки товара до конечного потребителя. 
Заместитель генерального директора ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки» Канат Кобесов уверен, что без ИТ для отрасли нет будущего. Он об автоматизированных системах, применяемых в процессе железнодорожных перевозок.
ТОО «КТЖ- Грузовые перевозки» является владельцем 43 информационных систем, которые позволяют управлять внутренними и внешними процессами национального перевозчика. С помощью ИТ-систем разрабатывается график движения поездов, ведется учет расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, формируется план перевозок и в целом, организация работ станций, локомотивных и вагонных хозяйств и другое.
ИТ-платформы ускоряют взаимодействие с грузоотправителями. Внедрить безбумажную технологию оформления перевозочных документов во внутриреспубликанском и международном сообщениях позволила автоматизированная система управления «Договорная и коммерческая работа». Сегодня она охватывает все грузовые станции страны - 456 станций, а также 15 стыковых пунктов. В системе работают 51 тысяча пользователей. Из них более 35 тысяч - клиенты, свыше 14 тысяч - работники КТЖ, 423 собственника подвижного состава и 900 экспедиторских организаций. 
- Железная дорога становится ближе к клиентам. Регистрация клиентов и договоров осуществляется в онлайн-режиме. Система упростила взаимодействие различных подразделений и служб АО «НК «ҚТЖ» и ее клиентов в области организации и выполнения грузовых перевозок, - отметил К. Кобесов.
За счет интеграции информационных систем КТЖ и государственные органы автоматически осуществляется предварительное информирование и передача транзитной декларации по грузам в вагонах и контейнерам, пересекающим границу Таможенного сообщества.
В сфере безопасности и охраны труда в АО «НК «ҚТЖ» внедрена «Интегрированная система «Производственная безопасность», направленная на управление происшествиями и внутренний контроль.
«Уникальность системы заключается в том, что она доступна для любого работника Компании. Благодаря реализованному инструменту, руководитель любого уровня управления имеет возможность в режиме онлайн контролировать несоответствие и устранять их», - сказал Канат Кобесов.
О создании региональных центров управления движением поездов по Западному, Северному и Южному регионам и в г. Алматы. Нур-Султан рассказал заместителем директора по развитию инфраструктуры филиала АО «НК«ҚТЖ»-«Дирекция автоматизации и цифровизации» Айзек Жупанхан.
Данный проект входит в число экономически выгодных цифровых проектов программы Цифровая трансформация АО «НК «ҚТЖ». Его реализация повысила безопасность движения на железнодорожном транспорте, увеличит маршрутную скорость транзитных поездов, «плечи обслуживания» локомотивов и вагонов, что сократит число стоянок и время на технических осмотрах в пути. В рамках проекта будет внедрена автоматизированная система контроля состояния подвижного состава. Она позволит вести централизованный контроль, сбор, обработку информации по подвижному составу и выводить данные на мониторы автоматизированных рабочих мест диспетчеров.
Региональный центр по Западному региону функционирует в г.Актобе, куда были передислоцированы диспетчеры отделений дорог Кызылорды, Актобе, Уральска, Атырау и Мангистау.
В данный момент ведутся пусконаладочные работы по установке и настройке табло коллективного пользования. На электронном экране будет перегружена информация со всех станций и демонстрация дислокации поездов. Здесь будут собраны сведения о состоянии устройств инфраструктуры, а также предупреждения об ограничении скорости движения, запланированных и текущих технологических «окон» для ремонта путей, информация по обмену поездов и вагонов по международным стыкам.  
До 2025 года аналогичные центры заработка в Северном и Южном регионах, а также в городе Нур-Султан, выступили за эффективность управления перевозками и безопасностью движения поездов. 
Все права защищены.

Источник: www.sknews.kz

Новости KazGrain