Национальная ассоциация экспортеров "KazGrain"

Участники рынка предлагают решения проблемы простоя грузовых вагонов на китайской границе

Участники рынка грузовых перевозок предлагают различные решения проблемы простоя вагонов, застрявших на китайской границе на несколько месяцев. Напомним, ситуация на железнодорожных пограничных переходах в Китай усложнилась еще летом, а осенью ее усугубило ужесточение карантинных ограничений, введенных китайской стороной, в особенности для сельскохозяйственных товаров, поскольку медь, к примеру, из Казахстана в КНР вывозится в биг-бегах, а у слябов есть приоритетный заход на китайскую территорию. Как писал DalaInform в феврале со ссылкой на Национальную палату предпринимателей «Атамекен», на тот момент на железнодорожных путях к восточному соседу простаивало более двух тыс. вагонов с сельхозпродукцией на 17 млрд тенге, поскольку китайские госорганы использовали только пятую часть своих мощностей для ее пропуска.

В целом по всем экспортируемым по железной дороге в КНР товарам план перевозки был выполнен только на 76%, за два месяца в совокупности он составил 74%. При этом казахстанская сторона выполняет свои обязательства по приему транзитного и импортного груза из КНР, не применяя каких-либо зеркальных мер. В феврале Казахстан принял груза из Китая на 10% выше плана, а к прошлому году больше на 206%. За два месяца этого года этот показатель вырос к плану на 4% и к прошлому году на 68%. Из-за введенных китайской стороной антиковидных мер на железнодорожной магистрали Казахстана скопилось 12 тыс. груженых вагонов в направлении станции Достык. Чтобы избежать коллапса, ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» вводит запрет на отгрузку в направлении КНР с 1 по 31 марта — на транзит грузов, с 1 по 15 марта — на перевозку всех грузов, кроме грузов в контейнерах, с 1 по 20 марта 2021 года – зерновых грузов в крытых вагонах.

Участники рынка бьют тревогу, поскольку простой приносит убытки их бизнесу, а заодно и экономике страны. По словам советника первого вице-президента оператора зерновозов «Астык Транс» Бауыржана Шакирова, клиенты компании обеспокоены транспортными издержками и ухудшением с началом весны качества экспортируемого зерна, застрявшего в вагонах. Поэтому нужно продолжать встречаться с китайской стороной на правительственном уровне и убеждать ее принимать казахстанские грузы в объемах, позволяющих скорейшую выгрузку и возврат казахстанских вагонов, считает специалист.

«Если мы не хотим потерять рынок КНР, то нужно работать всем: министерству иностранных дел, министерству торговли и интеграции, нужно подключаться и другим заинтересованным структурам. А сегодня складывается впечатление, что никому нет дела до этой проблемы, кроме КТЖ. Нам нужно бить тревогу, чтобы четко понимать, почему это происходит. Никто ясно не может сказать, не может показать официальные документы, в которых указаны причины того, почему КНР не принимает грузы, особенно пшеницы в крытых вагонах. Мы интересовались у нашего китайского партнёра COFCO ситуацией в КНР, но они по каким-то своим причинам не могут обратиться за разъяснениями к своим властям. Поэтому мы остается в неведении. Если причина неприема груза в мерах по защите от COVID-19, то вопрос уже решен. Есть намерение установить дезинфекционную станцию на территории РК, чтобы проводить санитарную обработку вагонов и тем самым ускорить время сдачи поездов», — говорит он. 

Гендиректор Green Gold SKO Канат Баймухамбетов рассказал, что компания-экспортер впервые столкнулась с такой ситуацией простоя на китайской границе, хотя экспортирует в КНР сельхозпродукцию много лет – с декабря она не может отправить туда свои вагоны. При этом никто не объяснил налогоплательщику, почему происходит такой затор, не было предоставлено каких-либо официальных документов или заявлений.

«Мы обращались в местные исполнительные органы, министерство сельского хозяйства, министерство торговли и интеграции, никаких мер поддержки не оказывается. Вопрос не решается, все разводят руками. Единственно, кто нам помогает в такой ситуации – это КТЖ и «КТЖ — Грузовые перевозки». Они активно внедрились в проблему, встречаются с китайской стороной, ведут переговоры. Мы наращивали отношения с китайскими партнерами годами. Президент страны не раз говорил об увеличении экспорта, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, и действительно, крестьяне, продавая на экспорт свою продукцию, увеличивали посевные площади, зарплату работникам. Сложившая ситуация привела к тому, что сегодня мы стоим на грани срыва посевной компании», — констатирует гендиректор Green Gold SKO. 

Экспортер работает напрямую с фермерами, у которых товар предоставляется за счет аванса и частью в долг до поставки в КНР. Из-за простоя возможности оплатить его полностью сейчас пока нет, а крестьянам нужны деньги на проведение весенне-полевых работ, так как выращиваемый ими лен на внутреннем рынке не востребован и полностью идет на экспорт.

«За пять лет Казахстан добился огромных успехов: третий год подряд мы занимаем первое место по объёму выращивания льна. Вышли на китайский рынок и вытеснили Канаду. Сегодня наши крестьяне не могут продать свой товар, который лежит у них на складах. Кроме того, груз, простаивающий на границе, начинает портиться. В пути нельзя держать товар более двух месяцев. Наступление весны может негативно отразиться на его качестве. Есть опасность, что покупатель в КНР может вернуть товар обратно, как несоответствующий заявленному качеству. Ситуация грозит банкротством многим торговым компаниям. Решение вопроса мы видим в проведении переговоров на высоком уровне — между главами государств. Необходимо создать рабочую группу на уровне премьер- министра РК, которая будет ежедневно решать проблему», — настаивает экспортер.

По примеру России в компании готовы фасовать поставляемый товар из мешков в биг-беги на нейтральной полосе и полностью оплатить расходы на получение заключений об отсутствии COVID-19 на каждый вагон, который заходит из Казахстана в Китай.
Согласно информации замдиректора гендиректора транспортно-логистической компании «Транко» Сергея Анашкина, КНР согласовывает планы по перевозке, что говорит о его намерении принять груз, но технологически это не происходит.

«В этой ситуации бизнес оказался с проблемой практически один на один, более уязвимыми оказались перевозки продовольственных грузов. Со стороны палаты «Атамекен», профильных ассоциаций есть поддержка, но этот вопрос уже давно требует решения на межправительственном уровне Казахстана и Китая. Необходимо решать его с точки зрения совместного формирования так называемой «мягкой инфраструктуры» для обслуживания совместных торговых потоков. До сих пор данные вопросы в части продвижения грузов почему-то относят к железной дороге Казахстана, но, на мой взгляд, в этот конкретной ситуации КТЖ выступает только в роли исполнителя перевозки, а ограничениями, запретами и международным сотрудничеством в решении сложившейся проблемы должны заниматься компетентные государственные органы Казахстана. Госорганами должна поддерживаться экспортная политика, учитывая то, что мы развиваем транспортное -логистическую стратегию и стремимся стать логистическим хабом», — отмечает он.

По его мнению, профильные министерства здравоохранения, сельского хозяйства, торговли должны уточнить позицию по ситуации со своими китайскими коллегами и принять решения, которые охватят все карантинные мероприятия.

«Совместно с КНР необходимо утвердить регламенты, обговорить условия работы и правила перевозок на период пандемии, унифицировать санитарный контроль. Бизнес готов работать в карантинных условиях, по установленным правилам, нести дополнительные расходы на данные мероприятия, которые позволяли бы правильно планировать торговлю и перевозку», — настаивает топ-менеджер.

Источник: https://dalainform.kz/
Новости KazGrain